Бизнесмены и эксперты вынуждены реагировать на изменение климата

Алматы. 28 июня. КазТАГ – Ярослав Разумов. В последнее время казалось, что климатическая проблематика отодвинута геополитикой далеко на задний план: горячие и торговые войны, нескончаемый репертуар американского лидера – до борьбы ли с изменением климата? И вдруг эта тема прозвучала совсем неожиданно на Петербургском международном экономическом форуме. Там и от кого трудно было ожидать: руководитель нефтедобывающей компании «Татнефть» Наиль Маганов «призвал к немедленному ужесточению климатического регулирования в России с тем, чтобы отечественный бизнес не отстал во внедрении углеродно-нейтральных технологий». Случайность или некая новая тенденция? Мы обсудили это с известным казахстанским экологом, председателем Экологического общества «Зеленое спасение» Сергеем Куратовым и узнали не менее неожиданную новость, уже из казахстанской экологической жизни.

- Сергей Георгиевич, слышали это неожиданное заявление крупного российского бизнесмена? Как вы его расцениваете? Это случайность, или тенденция?

- У меня неоднозначное отношение к таким заявлениям. То, что озвучил глава компании, это точка зрения бизнесмена. Но это показательно. Если бизнес не воспринимает климатическую угрозу как таковую, то, видимо, начинает ощущать, что она ведет к снижению прибыли, и вынужден реагировать. Это подчеркивает серьезность ситуации. В Алматы в эти же дни тоже произошло событие, подчеркивающее актуальность изменений климата. Наша организация получила письмо от администрации Иле-Алатауского национального парка, в котором она признает – процитирую: «Экосистемы особо охраняемых природных территорий действительно находятся под значительным антропогенным давлением», что «в ряде случаев» подрывает их устойчивость.

- А в чем необычность этой ситуации?

- «Зеленое спасение» работает с администрацией национального парка очень давно. Фактически с момента ее создания, когда только решали вопрос об организации парка. Изначально сотрудничество было позитивным, но примерно 15 лет назад ситуация изменилась. Последние 10 лет мы ведем мониторинг экологической ситуации в Иле-Алатауском национальном парке, издаем сборник, в котором анализируем действующее законодательства, его исполнение, фиксируем нарушения природоохранного режима, отражаем фактическое положение дел. Результаты мониторинга мы постоянно отправляем в уполномоченные органы, чтобы добиться изменения ситуации к лучшему. В предшествующие годы это был «глас вопиющего в пустыни». Можно грустно пошутить: «вопиющего в нацпарке, который может стать пустыней». Этой весной очередной выпуск мониторинга мы отправили в акимат Алматы, в комитет лесного хозяйства и охотничьего хозяйства, в министерство экологии, в парламент. Никто не ответил, кроме – администрации Иле-Алатауского нацпарка. Это было неожиданно! Когда мы ознакомились с содержанием наше удивление стало еще больше. Администрация парка разделяет озабоченность Экологического общества и поддерживает ряд предложений, которые мы давно выдвигаем. Администрация признает, что в нацпарке происходит ухудшение экологической ситуации! То есть, то к чему мы последние несколько лет пытались привлечь внимание государственных органов и бизнеса.

- В чем конкретно проявилась солидарность с позицией «Зеленого спасения»?

- Администрация признала, что наблюдается деградация экологических систем нацпарка в связи с резким усилением антропогенной нагрузки. Зачитаю несколько абзацев: «Растущее влияние туризма, инфраструктурного строительства и слабый контроль за соблюдением природоохранного законодательства в ряде случаев подрывают устойчивость экосистем». И далее: «Мы признаем, что интенсивное развитие туризма в последние годы оказывает все большее давление на природные комплексы. Рост количества строений, увеличение транспортного потока, несанкционированная застройка и нарушение природного ландшафта действительно подрывают устойчивость экосистем. На примере Иле-Алатауского ГНПП можно видеть, что: визит-центры и другие объекты туристической инфраструктуры иногда строятся без учета экологической емкости территории; наблюдается рост загрязнения воздуха, в том числе из-за автомобильного транспорта; деградация природной среды наблюдается в наиболее посещаемых местах (ущелья Большое Алматинское, Бутаковка и другие)».

- Что же такого произошло, что появился такой ответ?

- Видимо, изменения природной среды, которые происходят в национальном парке стали настолько явными и серьезными, что уже невозможно закрывать на это глаза. Одна из главных причин, это то, с чего мы начали разговор. Администрация признает: «ООПТ являются национальным достоянием, источником экологических услуг (регулирование климата, биоразнообразие, питьевая вода), и любое вмешательство в их границы должно быть научно обоснованным, экологически допустимым и подкрепленным результатами экологической экспертизы». То есть, меры для смягчения изменений климата становятся абсолютно необходимыми. Изменение экологической ситуация в нацпарке существенно влияет на климат в Алматы и области. Если экосистемы будут функционировать нормально, насколько это возможно в условиях изменения климата, это позволит смягчить последствия климатических изменений, позволит нам легче адаптироваться. И наоборот, если мы будем содействовать ухудшению ситуации, последствия изменения климата сильнее отразятся на нашем здоровье и благосостоянии. Это и ускорение таяния ледников, и усиление дефицита водных ресурсов, и загрязнение воздуха. Если чиновники и бизнесмены это не понимают или не хотят признавать, то специалисты национального парка это прекрасно понимают.

- Как вы представляете дальнейшее развитие событий вокруг природоохранных территорий?

- Иллюзий у нас нет, ситуация в ближайшее время будет продолжать ухудшаться. Это и результат инерции, и неадекватное отношение бизнеса и чиновничества к вопросам охраны окружающей природной среды. Это приведет к ухудшению ситуации, пока – как показал тот же процитированный вами бизнесмен на петербургском форуме – бизнес не поймет, что изменение климата бьет и по его прибылям. Тогда начнется обратный процесс – внимание к климатической и экологической ситуации изменится. Вопрос в том, какой ущерб будет нанесен природе и здоровью людей пока не произойдет этот поворот? Не будет ли цена слишком высокой?

- В Казахстане, как все мы знаем, 2 февраля 2023 был обнародован указ президента Республики Казахстан «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года», которая включают в себя и повышение устойчивости к климатическим рискам. Как вы оцениваете текущую ситуацию с ее реализацией?

- Продолжается изменение природоохранного законодательства в интересах бизнеса и игнорирование экологических проблем. Например, недавно стало известно, что вскоре будут приняты изменения, которые позволят выводить дополнительные участки земли из состава нацпарков для строительства селе- и оползне- защитных сооружений. С одной стороны, это благая цель, бесспорно. Но в упомянутом выше письме администрации нацпарка указано, что «проведение мероприятий инженерной защиты возможно без изменения правового статуса земель, в соответствии с действующими правилами разработки ТЭО, и такие меры должны рассматриваться в приоритетном порядке». Почему это игнорируют? Обсуждается вопрос о разрешении местным органам власти проводить активную хозяйственную деятельность на особо охраняемых территориях республиканского значения с целью развития инфраструктуры туризма. Из Экологического кодекса убрали обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду для хозяйственной деятельности на особо охраняемых территориях. Не применяется положение закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» о территориальных объектах особого регулирования и градостроительной регламентации, к которым относятся и национальные парки. Депутаты парламента предлагают разрешить строительство ГЭС в национальных парках. Кстати, еще пример – недавно был озвучен план строительства ГЭС непосредственно на Иссыкском озере…

- Так там же проблема с объемом воды в последние годы!

- А почему? Одной из причин является то, что ниже озера по течению реки расположены две частные ГЭС, и из озера сбрасывают воду, чтобы обеспечить их работу. Теперь задумали построить еще одну на плотине озера. Напомню, что восточный берег озера – это территория заповедника, а вокруг участка, на котором планируется строительство, земли национального парка. Озеро и его побережье является охранной зоной заповедника! Мы пытаемся получить полную и достоверную информацию о предполагаемой деятельности, но пока получаем лишь общие сведения.

Ну и самый вопиющий и при этом характерный пример. С 6 по 16 июля в Париже состоится 47 сессия комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Ожидается, что одним из вопросов будет обсуждение доклада специалистов Всемирного союза охраны природы о планах строительства каскада ГЭС на территории объекта Всемирного наследия в Сайрам-Угамском национальном парке. Напомним, что Казахстан является членом Комитета всемирного наследия.

- Благодарим Вас за интервью!

Источник фото: esgrs.org


adimage