Астана. 26 апреля. КазТАГ – Второй пакет поправок в проект Налогового кодекса внесен в мажилис, сообщает пресс-служба министерства национальной экономики.
«25 апреля министерство национальной экономики РК внесло в мажилис парламента РК второй пакет поправок в проект нового и действующий Налоговый кодекс. Одно из ключевых положений поправок касается установления дифференцированных ставок индивидуального подоходного налога в зависимости от доходов работников. Граждане с меньшими доходами будут платить ИПН по ставке ниже, чем высокооплачиваемые работники», - говорится в сообщении в субботу.
Также предлагается оптимизация вычетов, которые граждане могут делать по расходам на медицину, образование, социальныеотчисления и так далее. Как уточнили в МНЭ, вводится единый базовый вычет в размере 30 МРП в месяц вместо текущего в размере 14 МРП.
«При этом исключаются все дополнительные вычеты, что упростит работу бухгалтеров, а физическим лицам не придется собирать лишние подтверждающие документы для налоговых служб. Кроме того, предлагается установление порядка налогообложения Экспортно-кредитного агентства и конкретизации ставки корпоративного подоходного налога для банковской деятельности, что устраняет неопределенность в этой сфере», - добавили в ведомстве.
Помимо этого, планируется ввести налогообложение доходов от государственных и квазигосударственных ценных бумаг. В ведомстве заявили, что это дополнительный источник для государственного бюджета.
«В соответствии с международным опытом, устанавливаются акцизы на энергетические напитки для дополнительной заботы об общественном здоровье. В рамках реформы налоговой системы в нефтяной отрасли предлагается провести так называемый «налоговый маневр» – перераспределить налоговую нагрузку с экспортных платежей, включая рентный налог, на налог, уплачиваемый при добыче нефти. Это должно упростить систему и стабилизировать налоговые поступления в бюджет», - пояснили в миннацэкономики.
Согласно информации, отдельный блок поправок направлен на усиление налогового администрирования –предусматривается пересмотр контрольных функций налоговых органов, а также уточнение механизмов по сбору и мониторингу налоговых обязательств.
«Кроме того, в рамках второго пакета предусмотрены изменения в ряд сопутствующих законов, включая вопросы жилищно-коммунального хозяйства, инвестиционной политики и порядка социальных платежей. Также предлагается усилить ответственность за нарушения в сфере обязательного социального и медицинского страхования и при применении специальных налоговых режимов. Это часть общей стратегии по усилению налоговой морали в стране. В общей сложности в двух пакетах правительство предложило 71 поправку в проект нового кодекса и сопутствующие законопроекты, а также 67 поправок в действующий Налоговый кодекс», - сказано в сообщении.
Напомним, 28 января 2025 года на расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что правительство предлагает повысить НДС в Казахстане и заявил о недостаточности «бюджета развития». Позднее вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что окончательное решение по ставке налога НДС не принято, но его надо повышать. В этот же день Жумангарин заявил, что потребитель в связи с увеличением ставки НДС безусловно ощутит на себе повышение цены, и оно будет. Вместе с тем, на том же расширенном заседании кабмина 28 января 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев сказал о необходимости тотальной экономии бюджета и внедрения строгого контроля над расходами для предотвращения экономической стагнации, заявив, что пришло время затянуть пояса и жить по средствам.
3 февраля КазТАГ сообщил, что в Казахстане запустили петицию против снижения порога по НДС до Т15 млн. Вместе с тем запущена и другая петиция – против повышения ставки НДС.
7 февраля Токаев заявил, что названная кабмином ставка НДС была завышена и вызвала острую реакцию, поручив дополнительно проработать вопрос по ставке НДС. 10 февраля КазТАГ сообщал, что власти рассматривают дифференциацию ставок НДС от 0% до 16%.
11 февраля стало известно, что кабмин предлагает установить базовую ставку НДС на уровне 16%. Кроме того, выяснилось, что правительство настаивает на снижении порога постановки в Казахстане на учет по НДС до Т15 млн. Также озвучено, что власти планируют пересмотреть режим розничного налога. Помимо этого, стало известно, что в результате налоговой реформы в Казахстане ежегодно планируют собирать до Т5 трлн налогов. Как сообщил премьер Бектенов, поправки по НДС и другие изменения по налогам планируется внести в мажилис до 20 февраля, что в итоге и было сделано – законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
12 февраля вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что ежегодно государство теряет порядка Т800 млрд подоходного налога от дроблений бизнеса.
25 февраля КазТАГ привел ответ Бектенова на депутатский запрос, в котором премьер сообщил, что изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики. Также КазТАГ привел слова премьера о том, что повышение НДС – это часть комплексных реформ по перераспределению средств и без этого других мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста. Также, отвечая на тему НДС, Бектенов выразил мнение, что дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками повлиял на способность государства решать амбициозные задачи.
26 февраля сообщалось, что издание Exclusive уличило Жумангарина во лжи на тему НДС. Позднее ответственность за недостоверные данные про НДС от Жумангарина взяла на себя его советница Алия Рахимова, которая позже оказалась в центре скандала – ее обвинили в угрозе и грубом отношении к журналисту, пытавшейся задать вопросы вице-премьеру – министру нацэкономики.
8 апреля депутаты мажилиса выступили против ряда спорных поправок в Налоговый кодекс, в том числе против снижения порога обязательной регистрации по НДС до Т15 млн и ряда других предложенных изменений.
9 апреля в мажилисе Жумангарин в ходе рассмотрения поправок сообщил, что НДС будет составлять 16%, а порог по НДС составит Т40 млн. Кроме того, озвучено предложение обложить обрабатывающую промышленность КПН в 20%. Вместе с тем, стало известно, что специальные налоговые режимы оптимизируют с семи до трех, а открытие ИП усложнят для нарушителей и владельцев бездействующих ИП. Депутат мажилиса Ермурат Бапи в ходе обсуждения поднял и тему взимания налогов с банковских дивидендов.
Источник фото: pixabay.com